Туристический клуб Странника Дори Республика Крым

Написать письмо Страннику: strannik@strannik.crimea.ru     Контактные телефоны: +7 978 719 55 89 Viber, WhatsApp

пещерный город эски-кермен

Эски-Кермен, один из самых больших пещерных городов Крыма.

Очень люблю этот пещерный город. Он мне  очень близок моими праздниками молодого вина Дионисиями, именно на Эски-Кермене мы давим ногами виноград, танцуем вакхические танцы и проводим обряды посвященные античному культу вина. Этот город вызывает во мне сладострастные чувство ностальгии по ушедшему навсегда, ведь здесь мы гуляли во время тура  «Братства Черной стрелы», или гостили здесь во время транс-мегатурных десятидневок, когда стояли в соседнем Черкесс-Кермене. Поэтому, как и по многим другим причинам у меня особенное, трепетное отношение к этому городу. Судьба, рок, накрепко нас связала… Особенно люблю Эски-Кермен, когда здесь никого нет, ни горластых гидов, ни назойливых экскурсантов, которые на понимают зачем их сюда привели, которым чужды энергии этого места,  как и чужды люди, населявшие этот город в течении тысячи лет. Когда нет здесь туристов,  велосипедистов и местных жителей … Такое время есть, это зима...  Вот только в это время, когда здесь никого нет и я  один в стенах пещерного дома, где с «балкона» видны горы, темный лес и созвездие Ориона, я понимаю насколько я счастлив такими переживаниями… Но самое невероятные ощущения дает зимняя прогулка лунной ночью среди древних стен и пещер некогда одного из самых великих городов прошлого…

На вершине плато, находятся огромное количество пещер,  их  более 400, больше чем в других пещерных городах  Крыма, поэтому  город держит своеобразное  первенство в этом вопросе.

Хотя о городе сохранилось очень мало достоверных фактов, внимательному путешественнику, гуляющему  по древним улицам среди остатков домов и  заглядывающему   в самые разнообразные по форме  пещеры, могут открыться многие тайны.

Никто уже не помнит истинного названия этого удивительного, самого «пещерного» города  из всех Крымских крепостей.

Татары называли его просто   Эски-Кермен, предполагают что хазарское название Кут, а обосновавшиеся здесь готы называли этот город  Шиварин,  возможно греческое название в разные эпохи жизни города могло быть  Фуллы,  и Климаты. Такое множество названий не удивительно – город существовал тысячу лет, а его населяли или пытались завоевать разноплеменные этносы.

Главные въездные ворота Эски-Кермена, когда-то слева и справа от ворот, на подтесанных площадках возвышались мощные надвратные крепостные башни.

Сам город площадью 8,5 га расположен на  ровном плато обрывистой столовой горы.

Его длина по оси север-юг 1000 м, наибольшая ширина — 170 м, высота отвесных обрывов достигает 30м.

Склоны горы сложены из огромных глыб, обточенных ветром и дождем.

Во всех этих глыбах, по всему периметру плато вырезаны сотни пещер самого различного назначения, от храмов, жилых домов, боевых казематов до хлевов и зернохранилищ.

В  центральной части плато находится огромная Базилика, рядом  раскопаны кварталы жилых домов и узких  средневековых улочек.

Хорошо изучена огромная усадьба винодела, с тарапанами для  винодавления и глубокими подвалами где хранилось вино.

На окраинах города есть монастыри. Один из них – в виде трилистника при в ходе в город, в свое время служил убежищем для путников опоздавших в город к часу закрытия ворот.

У ворот вырублены погребальные аркосолии и костницы, скальные могилы и маленькие часовни.

Глубокая колея, так же, как и в Чуфут –Кале прорезает главную улицу города и серпентином спускается вниз в долину, напоминая нам о том, что здесь в течении тысячи лет кипела бурная жизнь, оставившая нам редкие артефакты.

Удивительны по-своему и виды храмов:  «Судилище» с креслом епископа, маленький и неповторимый храм Успения Богородицы с выбитым в углу тарапаном и подвалом для хранения вина. При подъеме к городу с восточной стороны, путника встречает потрясающий храм вырубленный в отдельно стоящем камне – это так называемый храм трех всадников.

Один из всадников, это почитаемый в пещерных городах Крыма Георгий Победоносец, и два других неизвестных воина местно чтимых святых. У одного из них за плечами сидит мальчик. Могилы усыпальницы неизвестных героев прошлого вырублены прямо в полу храма…

Поистине потрясает циклопическое сооружение осадного колодца.

В колодце вполне возможно спуститься по древним ступеням, вырубленным в скале. Ступени уходят пятью маршами вглубь скалы на 30 метров.

Именно через этот колодец, город был захвачен хазарами во времена восстания Иоана Готского.

Интересно пройти по узкому коридору через расщелину и подняться на северный дозорный комплекс. Откуда открывается потрясающий вид на башню Кыз-Куле соседнего города Черкесс-Кермен.

Побывать у западного и восточного зернохранилища, увидеть то место, где некогда были городские ворота, прикоснуться руками к пазам, куда в свое время закладывалась запирающая ворота балка, подняться на округлые уступы, хранящие следы «постели» того места, где некогда покоились огромные каменные квадры, представляющие собой крепостные куртины и мощные башни.

Поистине многогранен и неповторим Эски –Кермен!

Как и все пещерные города Крыма, Эски-Кермен не возник на пустом месте. Предполагают, что с глубокой древности человек приспосабливал для своих нужд гроты в горах и создавал с помощью кайла новые.

Но при этом, Эски-Кермен также имеет законченные формы крепости и явно создавался по некому гениальному плану древнего зодчего.

По данным археологических исследований, крепость возводилась по инициативе византийских властей в конце VI в. для защиты подступов к форпосту империи в Юго-Западном Крыму - Херсонесу.

Гарнизон крепости состоял из местных жителей — готов и аланов — федератов

(союзников) империи.

Зернохранилища на восточной части города, в более позднее время использовались как боевые казематы.

Предположительно, в конце VIII в. Эски-Кермен попадает под власть хазар.

Не исключено, что жители крепости принимали участие в антихазарском восстании, известном в литературе как восстание Иоанна Готского.

Некоторые исследователи также связывали с этим событием и разрушение стен крепости.

К середине IX в. влияние хазар в Юго-Западном Крыму ослабевает, а затем и полностью прекращается.

крепостные стены из огромных блоков перегораживали наиболее труднодоступные участки крепости.

О жизни Эски-Кермена в IX—X вв. нам известно мало.

Скорее всего, в это время городище представляло собой малонаселенную крепость на византийско-хазарском пограничье.

Со второй половины — конца X в. жизнь на Эски-Кермене, начинает возрождаться.

Это возрождение связывают с помощью Византии, что отчетливо видно из первоисточника, так называемых «записок готского топарха».

Историки и археологи отождествили описанный в «Записке» разрушенный город в области, именуемой «Климаты», с крымским «пещерным городом» Эски-Керменом.

Археологические исследования, проведенные в 1928-1930 гг., показали, что крепостные стены в южной части Эски-Кермена, были снесены до основания.

Согласно раскопкам, разрушение крепостных стен в южной части города произошло не ранее конца VIII в. и не позднее X в. Результаты раскопок указывают на то, что после разрушения боевых стен жизнь города продолжалась.

Согласно одному из предположений оборонительные сооружения Эски-Кермена могли быть разобраны в конце VIII в., хазарами, как следствие описанного в «Житии Иоанна Готского» неудачного восстания готов под начальством епископа Иоанна против хазарского владычества.

Наряду с описанным топархом отождествлением, разрушенного города Климаты с Эски-Керменом, было высказано предположение о том, что остатки укрепления Кыз-Куле, что находится на возвышенности Тапшан, вблизи горы Эски-Кермен, к северо-западу от северной оконечности ее плато, располагаются на месте той «крепостцы», о сооружении которой повествует «Записка готского топарха».

Таким образом, топографические особенности горы Эски-Кермена и ее ближайшей округи, наряду с археологическими данными, а также общие географические сведения, содержащиеся в «Записке готского топарха», могут служить надежным основанием связывающей «Записку готского топарха» с крымским «пещерным городом» Эски-Керменом.

Позже,  на месте бывшей крепости Эски-Кермен постепенно формируется средневековый город. К XII—XIII вв. городище уже было застроено прямоугольными кварталами, разделенными улицами шириной до 2 м. Это наивысший расцвет города, в это время здесь строятся и расписываются храмы, город достигает наибольшего размера.

В конце XIII—XIV вв. поселение подверглось разрушению.

Его связывают с походом золотоордынcкого темника Ногая на Крым в 1299 г.

После этого жизнь на Эски-Кермене постепенно угасает.

Вероятно, окончательно город был разрушен в конце XV в. во время вторжения турок в Крым и падением княжества Феодоро с центром на Мангупе.

В XVI в. в среде местного населения сохранились о нем только смутные предания.

Так, польский посланник Мартин Броневский, побывавший в Крыму в 1578 г., писал: «Недалеко от Манкопии ... находится некая весьма древняя крепость и город, но она, ни у турок и татар, ни даже у самих греков вследствие крайней древности не носит никакого названия. Она пришла в разорение во времена греческих князей, о которых в этих местах сообщаются многочисленные злодеяния, которые они совершали против бога и людей».

Из это отрывка видно, что людьми движет идея – дух. Был народ, да и не единый вовсе, а остатки  очень многих народов, некогда правивших Таврикой и утратившие былой могущество. В средневековье объединенные готами, исповедующие греческую православную религию, между собой изъяснявшиеся на греческом языке – единственный языке того времени для межэтнического общения. Этот конгломерат различных этносов – остатки тавров, греков, скифов, сарматов, аланов, готов, половцев и других народов представляли собой общность горцев. И у этой общности, была идея -  жить в пещерном городе крепости. Строить каменные дома и крепостные стены, вырубать в скалах жилища и хоз постройки, сооружать в скалах, прямо на территории города костницы и склепы для своих близких… ибо не было боязни смерти, не было отвращения к мертвым своим соплеменникам. В этом обществе была другая культура, другое представление о смысле бытия и смерти. И так они жили тысячу лет, из поколения в поколение, придерживаясь своей идеи государственной самостоятельности и гордости. Они умели постоять за свой дом, детей, жену и родителей  с мечом в руке. Гордый и смелый народ, почитавший  прах своих предков и поддерживающие традиции дедов… Но они погибли под ударами злого рока… А окрестные крестьяне, живущие в горах и лесу, не имели этого духа и идеи жить в городе крепости, при нападении неприятеля они бросали свой дом, животных, пашню и убегали в горы…

Так со временем были забыты пещерные города и те, кто в них жил. И уже спустя 200 лет после гибели города, на расспросы любознательных приезжих, местные жители  - потомки древних и славных, но забывшие своих дедов и обычаи говорили по татарски: «Эски-кермен», что в переводе означает Старая Крепость

Посетить Эски-Кермен, этот  уникальный пещерный город вы сможете в одной из моих индивидуальных экскурсий по пещерным городам.

Более подробно ознакомится с фотографиями Эски-кермена вы сможете в фотогалерее.

(При использовании  всех материалов  и фото в том числе, гиперссылка на сайт Странник Дори обязательна!)

Как зарегистрированный пользователь Вы можете оставить свой комментарий к этой статье, мне важно Ваше мнение.