Туристический клуб Странника Дори Республика Крым

Написать письмо Страннику: strannik@strannik.crimea.ru     Контактные телефоны: +7 978 719 55 89 Viber, WhatsApp

 

Первые сообщения о вине восходят к доисторическим временам. Считают, что человек научился делать вино раньше, чем печь хлеб. Еще на заре своего рождения и становления наш отдаленный пращур заприметил довольно сладкий вкус виноградных ягод. Затем он приглянувшуюся лозу перенес ближе к жилищу и стал усердно превращать впрок ее зрелые ягоды в вино.

Мало-помалу понравившееся человеческому сердцу вино и его выделка из ремесла вылилось в искусство.

В людских делах вино — благое и обязательное явление чуть ли не каждого памятного события, оно помогает человеку сбросить земные оковы и острее радоваться прелестям божественного мира - солнцу, родному краю, благородной лозе, любви, самой жизни.

У древних культурных народов существуют отчетливые следы знакомства с виноградарством и виноделием. Не случайно существует столько преданий разных народов о том, кто первый использовал виноград в целях виноделия.

Египтяне отцом виноделия считали бога умирающей и воскрешающей природы Осириса, грекам лозу дал бог виноградарства и виноделия Дионис, римлянам — Бахус, библия оспаривает пальму первенства в пользу Ноя.

Праздничные мистерии Диониса, античные винные  вакханалии известны с глубокой древности, в том или ином виде они известны практически всем народам Земли.

Понятие о виноградной лозе, вине было в языках древнейших народов. Изображения на барельефах, фрески, утварь и другие памятники культуры, находки при раскопках древнейших городов указывают на то, что в Египте виноградарство было известно за 3-4 тысячелетия до нашей эры.

С большой достоверностью можно предполагать, что первоначальное знакомство человека с виноградом весьма скоро привело к виноделию. Простое желание сделать питье из винограда осуществить очень легко. Достаточно выдавить сок из сочной ягоды, и вскоре он начинает бродить, это не могло не привлечь внимания человека. Так появилось самое простое и натуральное домашнее виноделие.

Во времена древнегреческого историка Полибия (204 -122 гг. до н. э.), виноделие и в особенности излишества в потреблении приняли настолько широкие размеры, что был издан указ о запрещении пить вино. А в Спарте виноградники были уничтожены. Тем не менее, привязанность греческого населения к вину не уменьшалась. Они обходили временные запрещения, и виноделие развивалось.

Предания Древнего Рима говорят, что боги жили на земле и принимали участие в делах людей. Они и подарили человеку лозу. Легендарный основатель Рима первый царь Ромул не был сторонником виноделия. Он запретил возлияния в честь богов вином, как это делалось во многих странах, заменив его молоком, хотя сам повседневно пил вино, правда очень умеренно. Он поддерживал существовавший в то время обычай, по которому мужчины запрещали женщинам пить вино.

Следующий царь Рима Помпилий возродил виноделие и всячески способствовал его развитию. По мере того, как римляне в своих завоеваниях приходят в соприкосновение с другими народами, их виноделие совершенствуется и скоро достигает блестящих результатов. Их слава растет не только в обширной Римской империи, но и за ее пределами. Виноградарство с целью виноделия сделалось очень выгодной отраслью хозяйства, и римлянин Катон говорил: «Кто хочет наилучшим образом использовать свой капитал — пусть заводит виноградник». Галлы начали транспортировать вино в дубовых бочках, что способствовало широкому развитию вывозной торговли. После Древней Греции и Рима виноделие получило наиболее блестящее развитие во Франции, и в средние века уже определились районы: Бургундия, Шампань, Бордо. В 1850 г. площади под виноградниками составили 2 181 609 га, сейчас эта цифра значительно меньше. Судьба французского виноградарства и виноделия испытала жестокие удары. Оидиум (1847 г.), затем филлоксера (1863 г.) и мильдью (1878 г.), страшные болезни винограда, произвели огромные опустошения.  На Руси, виноградное вино было признано и вошло в русло социальной жизни, полагают при Олеге. Вернувшись в 907 году из Константинопольского похода, он привез вместе с золотыми украшениями и драгоценными тканями также пленительные вина. По-видимому, первые устойчивые пословичные изречения о красном вине связаны с византийским влиянием, утвердившимся на Руси с IX века, еще до принятия христианства, и уже в конце X века оно стало обязательным ритуальным напитком. Его воздавали в виде крови Господней по ложечке во время церковного причастия.

С глубокой древности вино, как лекарство высшего значения, значится  в предписаниях и медицинских трактатах выдающихся врачей Древнего Востока и Египта, античной Греции и Рима. Нетленная прелесть вина величаво пенится в строфах поэтов всех времен и народов.

«Кубок янтарный  Полон давно, Я – благодарный пью за вино!» (А.С. Пушкин).

На рисунке вы видите как Пушкин с Кавериным и Онегиным ужинают у "Талона" да-да.. тот самый Каверин ! Говорить о вине и не вспомнить о гусарах, грешно! Тем кто бывает на моих гусарских пуншах о Каверине слыхали, точнее о его подвигах, и пикантных в том числе.. Но это уже другая история, которая в скором времени появится на сайте, следите за анонсами!

Всегда любовь и вино были источниками вдохновения людей искусства, многие пытались дать представление тому, что такое есть вино?

Гомер: «Вино – бальзам»

Еврипид: «Вино возбудитель всех жизненных способностей»

Омар Хайям: «Пригоршня текучего огня»

Гете: «Напиток сладостного упоения»

Выдающуюся роль в развитии отечественного виноградарства и виноделия сыграл Крым. Археологические раскопки древнейших поселений свидетельствуют о том, что культура винограда существовала примерно с VII-VI веков до н. э.  Бурные исторические моменты в жизни Крыма часто нарушали мирный труд виноградаря и не раз угрожали полной гибелью насаждений. Древнее крымское виноделие развивалось периодами, то угасая, то воскресая, когда судьба после невзгод снова улыбалась ему. Когда греческие поселения Тавриды от нашествия гуннов, набегов аваров, хазар, печенегов и особенно половцев (XI в.) стали приходить в упадок, угасало и виноделие.

Но в XIII веке культура виноделия Крыма возрождается под сильным генуэзским влиянием. Обосновавшись в 1262 г. вблизи древней Феодосии (Кафа), генуэзцы к 1280 г. захватили часть юго-восточного побережья, а через сто лет уже владели всем побережьем от Судака до Балаклавы. Генуэзцы и при татарском владычестве в Крыму оставались вполне самостоятельными, поэтому могли дать Крыму один из блестящих периодов развития сельскохозяйственной жизни и торговли. Виноделие в этот период было в цветущем состоянии. Сугдея со многими поселками и деревнями (в настоящее время Судакский район), становится крупным винодельческим центром, ведущим торговлю не только с ближними местностями, но и с южной и центральной Россией. В России Судак был известен тогда под именем Сурож.

В дальнейшей своей истории крымское виноделие вновь испытывает тяжелые удары судьбы (покорение Крыма турками в XV веке, падение генуэзского владычества).

В начале XIX века виноделие Крыма вновь воскресает, но совсем в ином виде. Потеряв связь с прошлым, без традиций и многовекового опыта, оно возрождается любителями, не щадившими для него средств и не ставившими на первый план практическую выгоду.

Французы говорят: «Вино питает все чувства: глаза - дивным цветом, нюх – тонким букетом, уста – приятным вкусом, слух – звоном сдвинутых разом бокалов и славной страны, сотворившей вино».

Сквозь века вино движется в народном фольклоре и его течению приходилось преодолевать неисчислимые антиалкогольные кампании. К примеру, вспомним прошедшее перед распадом Советского Союза грандиозную кампанию „за сплошную трезвость”, когда распорядились, „по просьбе трудящихся”, пустить под бульдозерный нож виноградную лозу, начали прикрывать вино-водочные заводы, магазины и осквернили науку о виноградном вине.

Много пословиц и поговорок  осуждают употребление вина как причину морального падения человека и многих бед... Но главное во всем знать меру. Как не привести общеизвестные слова поэта Мирзы-Шафи Вазеха:

«Уменье пить не всем дано

Уменье пить – искусство.

Тот не умен, кто пьет вино

Без смысла и без чувства.

Вино несет и яд, и мед,

И рабство, и свободу.

Цены вину не знает тот,

Кто пьет его, как воду!»

Все это блестяще отражается в народном слове и поэтических строках. Они, пройдя пространство и время, словно выдержанные вина, — сполна перебродили, отстоялись, а муть исподволь осела.

Бокал доброго вина, выпитый вовремя, веселит сердце человека, окрыляет его мысль, возвращает румянец щекам больного, дарует юношеский пыл старческому сердцу и молодой блеск взору.  А особенно полезно для души и тела молодое вино маджари или божоле, об этом читайте в следующем повествовании: «Молодое вино Маджари»

В статье использовались материалы книг: Л.И. Шлейгер "Полвека с вином"; Э.К. Попова, К.М. Павленко "Пушкину было дано воспеть Виноград и вино!"; И.В. Русанов "Винный туризм в Крыму"; Р.К Акчурин, А.Р. Акчурин "Чаша мудрости о винограде и вине"

(При использовании  всех материалов  и фото в том числе, гиперссылка на сайт Странник Дори обязательна!)