Туристический клуб Странника Дори Республика Крым

Написать письмо Страннику: strannik@strannik.crimea.ru     Контактные телефоны: +7 978 719 55 89 Viber, WhatsApp

 

 

 

«…Там Киммерии печальная область, Покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков…»
/Гомер/

Представьте, что вы перенеслись на три тысячи лет назад и попали на край ойкумены – границу обитаемого мира, туда, где вход  в Аид, где «живет народ и город людей  Киммерийских». Это необыкновенно увлекательное  путешествие в страну фэнтези, по следам степных номадов,  ушедших в киммерийскую ночь и оставивших нам свое культурное наследие: курганы и каменных истуканов, несметные сокровища кладов и ужасы древних обрядов и жертвоприношений.
Здесь не ощущаешь повседневности, а уныло – торжественные пейзажи гомеровской «печальной Киммерии» навевают ощущение остановившегося времени…
Для многих наших  современников, образ киммерийца неразрывно связан с личностью Конана - Варвара, по желанию создателя книги о Конане и сценариста одноименного фильма, удалой герой Шварценеггера был из Киммерии…

Так где же находилась эта легендарная страна?

Исторически Киммерию помещают на территории Крыма, на это указывают и древние авторы, такие как Геродот, Гомер,  Страбон …  Это подтверждают и различные древние географические названия относящиеся к восточной части крымского полуострова – Боспор Киммерийский, город Киммерик, переправа Киммерийская, Киммерийский вал…

Чтобы познать поэтический дух киммерийской земли, следует побывать в одном из самых интересных мест нашего полуострова – Караларском ландшафтном парке.
Парк расположен на северном побережье Керченского по-ва, от с. Золотое,  до восточной оконечности озера Чокрак,  вдоль практически неосвоенного побережья Азова.

 

Караларский ландшафтный заказник создан  в 1988г., а в июне 2007 года, постановлением ВР АР Крым, обрел статус ландшафтного парка на площади чуть меньше десяти тысяч гектаров.
До создания парка здесь находился Багеровский военный полигон с  секретным аэродромом, с которого взлетали бомбардировщики  для проведения ядерных испытаний.
Караларская степь – уникальный памятник  природы и единственный в своем роде объект историко-культурного наследия человечества.


Даже искушенного человека поражает неповторимый и уникальный по разнообразию ландшафт парка: береговая линия изрезана неприступными, обрывистыми уступами и скальными хаосами, которые перемежаются с уютными бухтами с  песчаными пляжами. А если пройти чуть в сторону от берега моря, то попадешь в мир  бескрайних степных участков  и полупустынь с саванной растительностью.


На территории степи отмечено более 250 видов растений, из них не менее 30 видов внесены в Красную книгу Европы.
Каралар входит в перечень территорий важнейших для сохранности редких видов птиц всемирной организации BirdLife International. В парке встречается  191 вид редких птиц, из них 162 вида занесены в Красную книгу Украины, в приложения Бернской и Боннской конвенций.

Территория Караларской степи чрезвычайно ценна в историко-археологическом отношении. В этих местах оставили свои артефакты  Киммерийцы, Скифы  и  жители Боспорского царства. Археологи открыли в регионе поселения, относящиеся к эпохам бронзы, (III тыс. до н.э.); Куль-Обинской культуры и времён греческой колонизации с VI в. до н.э. по V вв. н.э.
Здесь находятся  маленькие города - крепости и богатые укрепленные усадьбы,  храмовые комплексы  и сторожевые башни,  маяки, колодцы и некрополи десятков народов проживавших в Крыму. Это своеобразный музей под открытым небом.

 

Некрополь – город мертвых.


Курган разрыт, в тяжелом саркофаге
Он спит как страж, железный меч в руке
Поют над ним узорной вязью саги.
Беззвучные, на звучном языке.
Но лик сокрыт, - опущено забрало
Но плащ истлел на ржавленой броне.
Был воин, вождь. Но имя смерть украла
И унеслась на черном скакуне.

Особый интерес представляет собой  хорошо сохранившийся  некрополь – город мертвых. Это обширный участок степи на возвышенности с несколькими десятками невысоких курганов состоящих  из кромлехов, кругов  около 8 метров в диаметре из массивных  камней,  вкопанных в землю.
В центре каменного круга  - саркофаг, так называемый "каменный ящик" из обтесанных плит.


Гробницы разной величины: от полутора метров до трех, сложены из отдельных обтесанных камней или цельных, хорошо подогнанных друг к другу плит из местного камня песчаника.
Отдельные гробницы перекрыты обработанными плитами весом до тонны.
Как считают, круг из камней вокруг гробницы служил своеобразной защитой сакрального пространства, отделяя живых от загробного мира.
Практически все гробницы расположены по оси восток – запад.
Внутри каждой находилось от одного, до нескольких десятков погребенных. (Возможно погибшие в бою?)
Находки погребального инвентаря немногочисленны - и это, как правило, лепная посуда с пищей, оружие из бронзы или железа, украшения  из кости, бронзы, камня и золота, детали конской узды.


Караларский «балбал»




Половецкая баба на круглом холме
Безучастно уставилась вдаль.
Поколенья кочевников сгнили в земле,
Искрошилась их острая сталь.
Солнце бабу печет, ливень бабу сечет.
Словно зверь, воет ветер степной.
Лишь легенды оставил нам буйный народ,
Почитавший войну и разбой.
Баба видела гибель последних вождей
От кривых чужеземных мечей.
Может, именно здесь проскакал Субэдэй
Во главе конной рати своей.
Ковылями зарос погребальный курган,
Орды в жарких боях полегли.
Онемевший от горя, седой истукан,
Что увидел ты в грозной дали?

С южной стороны некрополя  над степью возвышается полутораметровая каменная антропоморфная стела, представляющая собой глыбу весом в несколько тонн из цельного камня песчаника. Книзу, стела слегка заужена для удобства вкапывания в землю.
Практически ровная  лицевая поверхность всего туловища тщательно сглажена и обработана с целью придания человеческих форм.
На верхней части стелы характерный выступ, обтесанный с двух сторон, придающий камню вид головы.
Не всякий распознает в ней привычный облик «каменных баб» - в не столь отдаленное исторически время камень завалился в подрытую кладоискателями яму.


Местные жители называют ее «Стоячий камень», а многие считают ее пяти тысячелетним менгиром эпохи Мегалитов.
Подобные каменные изваяния чаще называют «каменными бабами» от искаженного тюркского «балбал», что означает  истукан, или «болван».
«Каменная баба» Каралара не менее таинственна и не менее монументальна, чем загадочные идолы острова Пасхи.
«Каменный истукан» возвышается над древним некрополем и  не похож на известные половецкие каменные изваяния.
Половецкие  «бабы» сделаны более тщательно, имеют рельефные анатомические прорисовки тела и одежды, в руках держат стилизованные чаши и помещаются на вершинах курганов для сакральных обрядов связанных с поминовением культа предков.
Караларская «баба», стоящая вблизи мыса Чегене, возможно кажется примитивной, но созерцая ее простые формы, приходишь к пониманию ее  древности...
А когда прикасаешься к ней рукой, ощущаешь тепло руки древнего мастера, который ее обтесывал, перед глазами проходят тысячелетия и судьбы народов которые она видела и пережила…
Многие находят, что от Караларской «бабы» исходит очень мощный энергетический поток, несущий доброе и светлое и вместе с тем печальное чувство…
Она традиционно смотрит лицом на восток, как будто ожидая прихода нового дня и возрождения новой жизни.
По своему виду Караларская «баба» напоминает антропоморфные стелы бронзового века, выдающиеся монументальные памятники древнего искусства.


Киммерийский след?
Так кто же создал «бабу» мыса Чегене? Связана ли она с расположенным рядом некрополем?
Может быть, перед нами остатки культуры древних киммерийцев или даже их неведомых предшественников?
Принято считать, что этот загадочный народ, о котором известно так мало определенного, устанавливал над могилами  каменные стелы, сверху заканчивающиеся  выступом, имитирующим голову.
Некоторые археологи считают, что этот некрополь принадлежал легендарным Киммерийцам или их потомкам, проживавшим здесь в XV-VIII в до н.э..


 

Мнение Геродота


Из древних источников известно, что в Таврике в конце бронзового - начале железного века, примерно 3 – 3,5 тысячи лет назад, жили Киммерийцы – воинственное племя скотоводов кочевников. Известны несколько изображений Киммерийцев на греческих вазах VI века до н.э., судя по всему они носили высокие островерхие головные уборы, узкие штаны и  расклешенные к низу рубахи. Киммерийцы занимались разведением лошадей, были «млекоедами» - доили кобылиц, кочевали или проживали в небольших поселениях. Наверное они первые придумали как делать сухое молоко - попросту выпаривали его на солнце, превращали в порошок, а затем в зимние месяцы, когда скот плохо доился, просто разбавляли порошок горячей водой, добавляли туда жира, высушенного и истолченного в порошок мяса - и очень сытная похлебка -чай уже готова!
Основным оружием Киммерийцев был мощный лук, копье, короткий меч-кинжал с кольцом на навершии рукояти.
Часто всадников сопровождали боевые псы, эта характерная деталь наверное очень поражала греков. Практически на всех известных античных изображениях киммерийцев видны бегущие вслед всадникам боевые псы.


Обладая диким нравом, киммерийцы часто занимались разбоем и грабежом, вторгались в переднюю Азию, где  разгромили древнее царство Урарту,  успешно воевали с ассирийцами, принуждая многие народы Азии и Европы платитьпостоянно дань или откупаться богатыми дарами.
Считают, что о киммерийцах написано в Библии, где  есть ветхозоветное  пророчество грозящее смертью и рабством не чтящим бога  иудеям от  дикого Киммерийского народа.
Не зря на территории Киммерии античные греки помещали вход в Аид: «Там царство вечной ночи и тьмы» писали древние авторы. Киммерийские пределы посещали с целью проникнуть в Аид многие античные герои. Побывал в Киммерийской  земле и легендарный Одиссей.
Несмотря на эти факты, Киммерийцы до сих пор остаются одним из самых загадочных народов.
Известно о их жизни немного - от куда пришел, где точно проживал и куда исчез легендарный народ остается тайной и поныне.
Считается, что Киммерийцы имели индоевропейские черты, (поэтому образ Конана - Варвара вполне уместен, Голивуд не напортачил  в этот раз).


Геродотом приводится предание о Киммерийцах«Однажды в их землю вторглись скифы. Киммерийцы стали держать совет: вступить ли им в сражение со скифами или оставить свою страну без боя. На совете мнения разделились – цари предлагали дать сражение и если придется, то умереть с честью за свою землю. Но народ, не желая подвергаться опасности, предложил всем уйти без боя. Так и не сумев прийти к согласию и не желая оставлять могилы предков, вожди разделились на две части и начали между собой ритуальный бой до смерти. Перед уходом с родной земли, погибших семь вождей киммерийцы похоронили, и могилы их еще и теперь видны…».


Предполагают, что действительно в VIII веке до н.э. Киммерийцы под натиском Скифов, вторгшихся через Перекоп, оставили могилы предков и родные места, перешли через пролив Боспор Киммерийский и проследовав вдоль Кавказских берегов, ушли в Анатолию, где и ассимилировались, растворившись в местных народах. (Ибо тот, кто не чтит могилы предков, бросает могилы вождей на поругание врагов, достоин только одного – забвения… История не прощает трусости малодушия).
Некогда Маккиавели сказал, перефразирую известную поговорку – «Лучше один день прожить львом, чем сто лет овцой… – но еще лучше прожить сто лет!». Но он забыл добавить, возможно это будут последние сто лет для всего рода…)


Описанные события происходили в глубокой древности, теперь уже сложно точно сказать, кто был захоронен в Караларском некрополе, практически весь он был разграблен еще в прошлые века.
Но  по прежнему существуют  всевозможные косвенные доказательства, упоминания древних авторов, есть различные мнения  современных ученых по этому вопросу.
Так, например, некоторые исследователи считают, что насыпанные семь могил над киммерийскими вождями находятся в районе военного полигона на мысе Чауда, с горы Кончек хорошо просматриваются эти семь курганов, о которых писал в свое время Геродот.


Оставим другим возможность «ломать копья и перья» доказывая свою научную правоту.
Мне кажется, куда важнее отбросить холодные сомнения и  прочувствовать киммерийский дух восточного Крыма, который сокрыт в гомеровской и волошинской романтической поэзии «печальной Киммерии» и витает в  воздухе Каралара и Опука, дрожит в раскаленном мареве висящем над Кояшским и Узунларским озерах, плывет миражами степных далей у древних стен  Кимерика, и забытых могил Киттея где, несомненно, покоятся цари древнего народа, оставившего некогда неизгладимый след в истории всего человечества…
Восточный Крым и его киммерийские степи воспеты художниками разных времен и народов.
Но не все наши современники  слышали о Караларе.
С созданием  ландшафтного парка «Караларский» появились возможность пребывания в этих местах с обязательным соблюдением режима охраны и сохранения в естественном  состоянии уникальных ландшафтов, имеющих особенную экологическую, историческую и  эстетическую ценность. Участники нашего клуба посещают эту местность, приобщаются к древностям и загадкам Киммерии по ходу летнего десятидневного тура. А так же всегда есть возможность организации индивидуального тура в Караларский природный парк. Мы стоим в этих удивительных местах и посещаем самые интересные объекты, которые будоражат интерес исследователей и вызывают множество споров и предположений.

Откройте для себя мир Киммерии – немного печальный, прекрасно волшебный и таинственный…

Из Киммерии с любовью - Странник Дори

 

(При использовании  всех материалов  и фото в том числе, гиперссылка на сайт Странник Дори обязательна!)

Как зарегистрированный пользователь Вы можете оставить свой комментарий к этой статье, мне важно Ваше мнение.