Интересно, оказывается, что развлечения на отдыхе в Крыму за последние 100 лет почти не изменились..
Все тоже плескание в море, посещение ресторанов и кафе и конечно же походы в горы..
Три фунта свечей, пара складных подсвечников, несколько финских ножичков, бинокли, бурка или длинная полоса войлока, коробок с далматским порошком (для борьбы с блохами), для дамочек пара-тройка черных фильдекосовых чулок и пара верхних юбок, для мужчин две пары шаровар…
Это лишь небольшая часть комплекта, который сто лет тому назад рекомендовали брать с собой туристам, которые собрались в путешествие по Крымским горам.
Походы по горам Крыма в начале ХХ века были весьма популярными.
Сезон экскурсий обычно брал начало в марте-апреле и заканчивался в октябре. Приезжали туристы в основном из Санкт-Петербурга и Москвы.
В большей части это были доктора, ученые, преподаватели, студенты, чиновники и военные.
Первыми экскурсоводами были активисты Крымского горного клуба (кстати - это также первая туристическая организация в Российской Империи).
В дальнейшем экскурсоводов стали готовить из рядов школьных преподавателей.
Экскурсии, как правило, проводилось в конных экипажах, лошадок брали в аренду у местных сельских жителей.
Самым известным и наиболее посещаемым, как и сейчас – так и тогда - был маршрут на вершину Ай-Петри.
Для тех, кто предпочитал ходить в горы пешком, были протоптаны тропы, а на Чатырдаге, в 1893 году, в районе пещер Тысячеголовой и Холодной, был построен первый турприют — "каменный сарай с железной крышей и простым очагом".
В нем могли расположиться до десяти человек.
Как правило, здесь останавливались те, кто желал посетить пещеры.
В период с начала мая и по конец октября в этом приюте всегда присутствовал сторож, в обязанности которого входило: провести в пещеры, дать, сколько нужно свечей, для тех, кто оставался в приюте на ночлег - в случае холода, сторож был обязан разложить в камине огонь.
А также, по требованию путешественников – он должен был поставить самовар, предоставить посуду, приготовить и подать чай или кофе, по возможности и другие продукты, как например молоко или яйца, а если турист сможет добыть барашка у местных пастухов, тогда сторож готовил из этого барашка шашлык. Платили за проживание в приюте - 20 копеек за ночь.
В то время особо популярными были прогулки на лошадях.
Цена такой прогулки в то время (как на день, так и на несколько дней) с человека была 2 рубля в день. Половина суммы - зарплата проводника.
Проводниками были молодые татары.
Они должны были знать хорошо дороги, наличие удобных мест для стоянок, а также уметь решать вопросы с местным населением.
Познавательными сведениями они владели мало, их знания ограничивались названиями гор, рек, родников, поселков и городов, рассказами легенд и баек.
А для путешественников из столицы этого вполне было достаточно.
Слава о приглянувшихся проводниках передавалась от одних приезжих к другим, те кто приезжал на экскурсии не в первый раз брали уже знакомого себе гида.
Проводников легко было отличить по внешнему виду — они одевались в короткие курточки из бархата, с расшивкой золотыми или серебряными нитями, и носили высокие лакированные сапоги.
Их любили фотографировать - считалось, своего рода - экзотика.
И была у проводников еще одна очень занимательная особенность.
Молодые красавцы-удальцы, проводники путешествующих по Крыму - были объектом довольно пристального внимания среди светских дамочек, которые приехали на моря отдохнуть от наскучивших им мужей.
Обычно это была индивидуальная конная прогулка с красавцем-наездником, знавшим местные интересные места и тропы.
Платили такому сопровождающему не только как за услуги гида.
Обычным делом было, когда молодая барышня брала на какое-то время проводника и отправлялась с ним как бы на экскурсию. Что там было помимо осмотра красот крымских пейзажей догадаться несложно.
Кстати, большинство крымских проводников умирали в молодом возрасте, и причем по причине венерических заболеваний.
Сторонники морали были в возмущении от того что красавцы-проводники зарабатывали деньги, соблазняя женщин.
Хотя соблазнять никого и не было нужды — дамочки сами очень горели желанием завести роман с местными донжуанами.
Ялтинские власти, защищая так сказать «облико-морале» общества, пытались выставить проводников с набережной, где они обычно тусовались, и запрещали им носить яркие вызывающие наряды.
О многих проводниках упоминается в трудах известных путешественников.
В новостных хрониках то и дело появлялось множество скандальных историй.
В частности, о том, как московские купчихи, не удовольствовавшись летним флиртом с проводниками, захотели, чтобы они были постоянно рядом с ними и для этого выписывали их себе из Ялты в Москву.
Или как, как молодая москвичка вскружила голову проводникам, которые развлекали ее до приезда других барышень. Озверевшие дамочки подкупили одного из проводников, который в свою очередь завел красавицу в горы, а там ее уже ждали заговорщицы. Довольно жестоко исколотив соперницу, дамы сняли с нее платье и принудили вернуться назад полунагой.
Амурные дела столичных барышень с крымскими проводниками обсуждали не только в газетах, эти сюжеты были описаны и в литературе.
Например, Чехов написал рассказ "Длинный язык", где по сюжету, героиня, вернувшись с юга, рассказала своему супругу о своих прогулках по горам с проводником Сулейманом."Петербургская газета" в 1909 году поведала своим читателям, что Куприн работает над повестью из крымской жизни, где главным героем есть проводник татарин.
Говорилось о том, что к этой повести был написан такой эпиграф:
Хотел бы быть я проводником,
В горах скакать в веселье диком-
С папахом и гвоздиком!
В общем, Крым – в своем духе!
Почти не изменился с царских времен – также бесшабашен, весел и привлекателен!
( в статье использованы фотографии - источник: crimea.vgorode.uа )