Общеизвестно, что в дореволюционной России одним из любимейших напитков был чай. В свое время, Александра Дюма-отец, как автор «Кулинарного словаря» писал, что «лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России». Объяснение тому простое: когда перевозили чай по морю, он теряет свой необыкновенный вкус и ценные свойства. А в Россию доставляли чай прямо из Китая по суше. Еще в своем словаре А. Дюма рассказал французам об одном русском обычае, связанным с чаепитием: «мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора». Да и на картинах русских художников-реалистов есть тому подтверждение: если за чайной церемонией изображена пара, тогда барышня обязательно с фарфоровой чашечкой с блюдцем, а мужчина – со стеклянным стаканом в подстаканнике.
Подстаканник появился на территории России в конце восемнадцатого века, чисто в технических целях: горячий чай нагревал стекло – такой стакан в руках не удержишь.
Вот и соорудили под стекло подставку с ручкой.
Это было очень удобно, и так как чаепитие в русских домах – процесс был популярный, поэтому подстаканник приобрел статус вещи крайне необходимой и к 19-го века на просторах Российской империи чрезвычайно распространился. Был подстаканник практически в каждом доме, и в богатых семьях и не совсем, среди аристократии и простого люда. Если бы в то время печатались популярные модные журналы, подстаканник стал бы рядом с портсигаром одним из первейших мужских аксессуаров.
Подстаканники рекомендовали бы в качестве подарка для мужчин. Хотя и без этого тогдашнее общество пришло к этой мысли. Подстаканники, чаще серебряные, были самым распространенным подарком.
С каждым годом выпуск подстаканников возрастал. Какого вида их только не выпускали! Художественное оформление подстаканника превратилось в отрасль прикладного искусства, при чем, сугубо в России. Больше ни в каких других странах подстаканники практически не использовались. Он был специфически русским предметом, ведь нигде не пили чай так, как на Руси. Выпускали их штампованными или литыми, что позволяло вносить разнообразие в их внешний вид. Особенно популярным был древнерусский стиль. В оформлении подстаканников применяли сюжеты охоты, где собаки терзали кабана или медведя, а также лихие тройки. Изображали также русских красавиц в кокошниках и силачей-богатырей, были подстаканники в виде бочонков и даже сделанные в виде сруба русской избы. Рисунок с тройкой лошадей оказался самым живучим, дошел даже до советских времен.Знаменитые ювелиры, такие как Фаберже, изготовляли подстаканники из золота и серебра с позолотой. Чтобы ручки из благородного металла не обжигали пальцев, их делали из более дешевого металла с меньшей теплопроводностью. Чтобы дешевая ручка не портила общей роскоши изделия, ее покрывали интересной вычурной эмалью. Чуть позже, на волне увлечения оперой Вагнера «Лоэнгрин», где речь идет о принце-лебеде, популярны стали подстаканники с фигурой лебедя.
Позже, после революции соответственно, производство подстаканников сошло на нет. Для пролетариата сей предмет сочли не нужным.
Но в каждой семье было по несколько подстаканников, поэтому дореволюционных запасов хватило еще надолго. В 1930-е годы подстаканники появились в приемных высоких чинов, как символ советского шика.
После того, как подстаканники перестали выпускать, они, будучи и до этого в цене, стали еще более ценными. Выпуск подстаканников внесли в обязательный план более трех десятков заводов и металлургических комбинатов. При этом, их дополнительно делали на оборонных и других предприятиях.После Великой Отечественной войны в СССР появился еще один массовый потребитель подстаканников – железная дорога. Почему? При движении поезда широкий и увесистый подстаканник помогает быть стакану с чаем более устойчивым.
Даже сейчас многие коллекционируют подстаканники. Большая часть таких коллекций состоит из подстаканников советской эпохи, которые были изготовлены из латуни, мельхиора и даже из серебра. А по сюжетам, оформляющим изделие, можно было бы написать серьезную научную работу. Кроме выжившей после революции русской тройки лошадей, на подстаканниках штамповали и другие предметы гордости страны: красную Москву, озаренную праздничным салютом, памятники историческим личностям, а также и спутник, который облетает нашу планету, и многое другое.
А обращали ли вы внимание на оформление подстаканников, когда приходилось путешествовать на поездах?