Готский некрополь времен раннего средневековья в поселке Бия-Сала в центральном горном Крыму.
Меня всегда волновали древние находки и атрефакты в Крыму, а особенно те, которые еще не закатаны в бетон или под асфальт.
Прикосновение к таким древним сохранившимся объектам возвращает меня на тысячи лет назад, в те времена, когда эти древности были настоящим существующим.
Это не просто камни, это история человечества, история судеб и надежд..
Очень красочно эти места описаны у Евгения Маркова в его “Очерках Крыма”:
«…Я заметил на горе, с другой стороны села, множество могильных камей.
- Это верно греческое кладбище? - спросил я провожавшего меня старшину.
- Нет, это не греческое, - отвечал мой проводник. - Старики наши сказывали, что слыхали от греков, будто это Готвейское кладбище; сказывают, готва какая-то еще прежде греков тут находилась.
Это имя готов, перешедшее в народную легенду и даже принявшее чисто русскую складку, признаюсь, удивило и обрадовало меня..
Мы тотчас же и отправились на гору, к этому «Готвейскому» кладбищу…
То, что я нашел на горе, превзошло мои ожидания.
Вокруг беспорядочных развалин церкви, шло по скату горы огромное кладбище, сплошь усеянное могильными плитами и гробницами разнообразного и оригинального вида.
Добрая половина их вросла в землю; от некоторых торчали только углы.
Ни одной надписи, даже ни одной буквы не нашел я на этих каменных гробницах.
Все они были высечены из плотного и тяжелого известняка и отличались своею величиной.
Те, которые очень углубились в землю, были особенно велики, три с половиной, четыре и более аршина длины.
Это, без сомнения, старейшие по возрасту.
Форма их проще всех других: четырехугольный, ровно отесанный камень, аршина полтора ширины и высоты.
Почти на каждом из таких плоских камней высечено изображение какого-нибудь орудия: на одном кузнечные клещи, на другом характерная пастушья горлыга (посох), которою до сих пор ловят за ноги своих овец крымские и малороссийские чабаны; на третьем — что-то в роде пилы или пялец; попадались также изображения веревки, свернутой вдвое, каких-то подобий копья и гребня, наконец, круги с вписанными в них и взаимно пересекающимися треугольниками; ничего похожего на крест, ничего напоминающего христианскую религию.
Второй тип памятников, очевидно, второй и по времени, представляет уже гробовидный камень, поставленный на двух и трех плоских камнях, образующих пьедестал со ступенями. На таких памятниках является довольно сложная и красивая каменная резьба и, за небольшим исключением, все они имеют с восточной стороны, — конечно, в головах покойников, — прямо стоящие камни или рога, вделанные в гробницу.
Немногие из этих памятников двурогие, большинство однорогие. С восточной. т. е. наружной стороны рога в каждом памятнике сделано полукруглое или готическое углубление, в котором вероятно ставилась свечка или кутья для покойника. Многие из таких памятников имеют в узоре резьбы кресты замысловатой формы и потому должны считаться христианскими.
Самые оригинальные из этих памятников — памятники двойные; они представляют две гробницы: или одинаковой величины, или одну большую и при ней другую, крошечную, и те, и другие всегда из одного цельного камня.
Вероятно, под первым погребались муж и жена, под вторым отец с сыном, мать с дочерью и проч.
Рога памятников второго типа особенно изукрашены, и на них также можно видеть иногда знаменательные изображения: то деревья, то виноградные кисти.
Самый позднейший тип биа-сальских гробниц представляют плоские, широкие камни, украшенные изящною резьбою и врезанные стоймя в лежачие плиты.
Они уже все с крестами, и далеко не представляют той устойчивости, как тяжелые древние гробницы.
Внимательно рассматривая «готвейское» кладбище, можно проследить все постепенности перехода от древнейшего типа гробниц к позднейшему.
Позднейшие, по-видимому, сосредоточиваются ближе к развалинам церкви.
Но как те, так и другие, все обращены головами на восток.
Я тщательно перерисовал в свой путевой альбом оригинальнейшие гробницы каждого типа, но, к сожалению, не мог добыть никаких материалов дл истории этого кладбища.
Трудно думать, чтобы эти камни без надписей принадлежали просвещенному племени эллинов; изображение орудий грубых промыслов на грубых памятниках, почти ушедших в землю, указывают невежественную, совсем не литературную эпоху народной жизни.
Прикоснуться к этим камням можете и вы! Путешествуйте с нашим клубом "Странник Дори":
- Автопешеходный поход «Майские праздники в Крыму: горы, море и пещеры»
- «В поисках святого Грааля» автопешеходный поход по пещерным городам Крыма