Однажды, промозглым осенним днем в Коктебеле, когда взошла первая луна, а в воздухе висел запах приближающейся зимы, я зашел с группой в арт-кафе «Богема».
В тот вечер, впервые, я был представлен Ириной, радушной хозяйкой кафе, Виктору Антончику руководителю театра «Virginalis», который в то время заканчивал свой театральный сезон у стен Карадага… Так состоялось наше знакомство, которое переросло в дружбу и совместное творчество в работе над Дионисиями.
А затем были встречи в Киевской мастерской театра, споры и обсуждения различных концепций театрального искусства, догма мистерий как идеологии жизненной среды.
С некоторыми участниками театра меня свела совместная поездка во время одной из восточных десятидневок 2008 года.
Где мне довелось наблюдать их в не типичной для богемной среды диком образе жизни.
Виктор с барышнями из театра очень гармонично, по Волошински смотрелся на диких песчаных пляжах Киммерии, бескрайних, провидческо-футуристических, покрытых коркой белоснежной соли, озерах восточного Крыма, где реальность все более приобретает характер иллюзорности и действительность подменяется грезами.
Артисты ходили обнаженными или в своих странных, не от мира сего одеждах, бороздили море на каноэ, лежали в пыли, были среди нас, и своим диковинным антуражем, который мне близок и понятен, создавали ощущение причастности к некому "магическому реализму".
В этом «реализме» все субъекты живущие рядом с нами, в природе города не существуют, хотя в условиях заброшенного уголка Крыма, с километрами безбрежных песков и соли, находят себя с такой виртуальной достоверностью, что превращаются в нечто сущее в условиях окружающей живописной среды.
В этом случае возникает эффект "окна в другой мир", террариума с каким-то диковинным существом: ведь это существо не изображено, а сотворено подобно тому, как творится этот мир - оно не скопировано с реальности, а само ею является.
И тогда понимаешь М.Волошина, который с такой любовью описывал этот волшебный край.
Здесь реально понимаешь, что все пространственные категории условны. Глядя на бредущего по соли Виктора, видишь одинокого путника пересекающего пустыню Гоби, а Лолу Викторовну воспринимаешь как представительницу страны царицы Савской, забытой богом и цивилизацией, в пустынях североафриканского континента…
Удивительное свойство этого театра - даже вне подмосток сцены, а просто своим присутствием в определенном диком месте, они создают и передают экзотическое мироощущение.
И ты реально понимаешь, что своим образом жизни, можно реализовывать творчество.
Глядя на участников театра, понимаешь, что ими движет любовь ко всему далекому, простирающемуся в романтической перспективе.
И это далекое, они умеют переместить в себя, и потом дают возможность прикоснуться к этому, тем, кто находится рядом с ними.
Несомненно, эта тенденция выражается явлением постмодернизма.
Дело не только в бегстве от непривлекательной действительности.
История Крыма интересует их, как и меня, больше, чем конкретные произведения искусства, а традиция - больше чем творчество.
Там, на соляных равнинах, возникла идея совместного творчества в реконструкции дионисийских обрядов античных народов, которая была с успехом реализована некоторое время спустя.
Несколько фраз взятых из сайта театра «Virginalis»:
«…Виктор Антончик родился 22 февраля 1955 года в Киеве в семье известного украинского художника Михаила Владиславовича Антончика, который возглавлял Союз художников Украины.
- Еще до зачатия я был обречен стать художником, - рассказал В.Антончик. – Прошел весь путь художественного образования, который только можно было пройти.
В 1979 году я закончил Академию художеств – живописный факультет, станковая живопись.
И сразу распрощался с живописью, выполнив договор с отцом.
Это был своего рода протест к навязанному мне сценарию.
Виктор Антончик увлекся старинной готической музыкой, стал музыкантом.
Он создал ансамбль, который на аутентичных инструментах исполнял старинную европейскую музыку эпохи средневековья, ренессанса, барокко.
В 1979 году он попал в лабораторию института психологии по исследованию парапсихологических феноменов в Киеве.
Как потом выяснилось, она работала на Военную промышленность.
Все, кто там находился, пользовались у государства покровительством, в отличие от тех, кто занимался тем же самым, но самостоятельно.
Туда набирали известных в Киеве персонажей, которые проявляли любые сверхспособности.
В то время у Виктора было увлечение – он лазил по отвесным стенкам небоскребов только с помощью рук и ног.
Это стало поводом пригласить его в эту лабораторию, с которой он связан до сих пор.
А в 1994 году вдруг снова занялся живописью, но уже по собственному желанию.
В течение шести лет он со страстью писал картины, и в этом достиг больших успехов.
В 1998 году занял II место на Всемирном Биенале живописи в Париже. Кроме музыки и живописи, Виктор Антончик профессионально занимается психологией, преподает в Киевском университете эффективного развития.
Эта работа позволяет ему проявлять все свои способности: как художник он создает театральные образы, сам делает для них костюмы, маски, декорации; как музыкант – играет на саксофоне, обучает актрис игре на трубах, аранжирует пьесы своих любимых композиторов эпохи барокко и рококо; как психолог пишет тексты для актрис»…
«Киевский театр-студия «Virginalis» частый гость в Крыму.
Его руководитель Виктор Антончик облюбовал эти места для мистерий, которые участники театра совершают на природе у подножия вулкана Кара-Даг, у каменных стен пещерного города Эски-Кермен и других сакральных местах Крыма.
С фрагментами мистерий и оригинальной концертной программой артисты выступают в коктебельской «Богеме» и в феодосийском арт-кафе «Антресоль».
«…Театр «Virginalis» создает свои мистериальные действа на природе и среди памятников искусства.
Изначально зрителем является небо.
Мистерии никогда людей не касались, то ли это было на ацтекских пирамидах, где приносились жертвы, то ли в Египте.
Каждый участник мистерии на время перестает быть человеком, а становится организацией.
В этом и заключается мистериальность.
Я пишу тексты, они меняются в зависимости от проблемы труппы. Доминирующее средство в них – фонетика и они больше звучат как заклинания.
Эта заклинательная форма и есть наша практика»…
«…Мистерии должны нести в себе безжалостность. Хард-рок 70-х схватил эту фишку – некоторый шаманизм был у The Doors, Led Zeppelin. Наш театр был создан для того, чтобы устраивать мистерии, и не хотелось, чтобы он превратился просто в шоу»…
«… Мы причастны к европейской культуре и умышленно избегаем разных восточных практик.
В своем творчестве мы пытаемся осознать чисто европейский полет. Европа базируется на древней античности.
Хотя она ее не продолжает, но, тем не менее, она ее подхватила.
Две тысячи лет она существовала, очень была похожа на ребенка.
Когда мы сравниваем восточные традиции с европейскими, то Восток всегда выглядит значительно убедительнее.
Но на сегодняшний день, как я считаю, духовная европейская парадигма уже настолько стала взрослой, что представляет самостоятельный определенный способ, который совершенно не похож на метафизическое мышление»…
«…Холодный полумрак, женщины в средневековых масках и широкополых одеяниях, тишина, разрываемая саксофонами и барабанами, горькая исповедь, сопровождаемая безумным танцем...
Так начинаются мистерии от театра - студии "Virginalis"»…
«…Природа в нашем творчестве является одним из самых важных компонентов, - говорит Виктор Антончик, руководитель театра. - Именно поэтому мы чаще всего выступаем в экстерьерах: разрушенных старинных городах, пещерах, каньонах, на холмах.
Крым является нашей самой главной сценической площадкой благодаря своему обилию пещерных городов, полуразваленных армянских храмов»...
«…Впрочем, неискушенного зрителя мистерий "Virginalis"может удивить и шокировать рваный агрессивный ритм в музыке театра, в движениях и танцах актрис.
Виктор Антончик и не скрывает, что его коллектив действительно агрессивный: это - одна из главных составляющих его творчества.
Не случайно и главное лицо в нём - судьба. Судьба как фатум и смерть»…
«…- Агрессия - это отсутствие безразличия, нечто очень интимное и настоящее.
Это самая высокая и самая сильная страсть, дающая широкие крылья для полёта.
На мой взгляд, каждый человек, который не хочет профукать свою жизнь, должен быть агрессивным, прежде всего в отношении себя самого, - считает руководитель театра»…
Смотри фото в галерее.
При использовании всех материалов и фото в том числе, гиперссылка на сайт Странник Дори обязательна!