«Что такое Мангуп? Отчаяние мое! Выезжать отсюда скорее, ибо нет ничего досаднее, как неудовлетворенное любопытство»
Муравьев Апостол
Эти слова с успехом можно отнести не только к Мангупу, но и ко всем пещерным городам горного Крыма. Только «не уезжать отсюда хочется», а наоборот остаться и продолжать удовлетворять свое любопытство.
Что же такое пещерные города?
Почему, эти места в течение столетий вызывают жгучее любопытство?
Почему волнуют умы и сердца современных путешественников?
Почему в наше время, приехавшие на отдых в Крым тысячи туристов стремятся попасть на Мангуп хотя бы на несколько часов с экскурсией?
Что заставляет других жить на Мангупе, проводить здесь свой отпуск и находить в этом виде Крымского отдыха необыкновенное эстетическое, духовное удовольствие?
Сложно ответить однозначно на эти извечные вопросы.
Не зря, при упоминании о пещерных городах Крыма на ум приходит один из ярких эпитетов - города призраки….
Они есть – пещеры и древние стены, артефакты тысячелетней давности, которые присутствуют в нашей жизни. Но одновременно при этом мы так мало знаем о пещерных городах…
Они существуют так долго, что невозможно с точностью сказать, когда появились первые искусственные пещеры в пещерном городе…
Десятки книг написаны о пещерных городах, солидные монографии и труды археологов, но практически ничего не рассказывается в этих книгах о самих пещерах, что они собой представляют, для каких целей были вырублены, чем служили те или иные детали в этих пещерах…
Практически каждое экскурсионное бюро в Крыму предлагает несколько маршрутов по пещерным городам, но сотни тысяч приезжающих отдыхающих в Крым, как и сотни тысяч местных жителей никогда не слышали о пещерных городах…
Как будто бы нет этой удивительной грани горного Крыма…
А ведь только в горном Крыму существуют пещерные города…
Ни в одном уголке мира нет ничего подобного….
Нет, ни Ласточкино гнездо – «жемчужина Крыма», подобных замков на скалах мир знает достаточно… Настоящая изюминка Крыма – это пещерные города, неизвестные широкому кругу обывателей, волнующие пытливые умы, находящиеся на грани ирреального, они хранят свои тайны в диких уголках Крыма.
Пещерные города реальны, они существуют, они связывают нас, живущих в XXI столетии с прошлым тысячелетней давности.
Так что же это за явление – пещерные города?
Пещерные города – это сотни пещер, высеченных людьми в течении тысячи лет на головокружительной высоте, расположившихся на вершинах отвесных скал на фоне неотразимых ландшафтов.
Эти древние города и одновременно крепости, гармонично вписаны в ландшафт Крымской куэсты, столовых гор и останцев внутренней гряды.
На вершинах горизонтального плато, сложенных нумелитовыми и мшанковыми известняками, вырубались пещеры самого различного назначения.
Они поражают путешественника своей живописностью и загадочностью.
Забыты их первоначальные имена, покрылись дерном развалы бутового камня, и только вырубленные в скалах пещеры, лестницы, колодцы, винодавильни - тарапаны, фрагменты жилых домов, каменные проушины, боевые казематы, культовые сооружения, амбары и хлева для животных, стойко сопротивляются действию всеразрушающего времени.
Классически считается, что начало строительства всех пещерных городов положено в Крыму византийским императором Юстинианом I. Во времена правления этого императора (525-565 гг.), крымские готы стали союзниками империи.
В готских городах, при императоре, были построены первоклассные укрепления.
Строились крепости под руководством византийских военных инженеров, но руками местного населения - готов, аланов и огреченых потомков скифов, тавров и сарматов.
Прокопий Кесарийский, историк VI века, упоминает в своих трудах укреплённый центр носящий имя Дорос, позже Феодоро, нынешний Мангуп-Кале.
Вся обширная горная страна носила название Дори и включала в себя ряд труднодоступных крепостей, о фортификации которых позаботилась сама природа: плоские вершины плато и окружающие их пропасти, где расположились такие укрепления, как Эски-Кермен; Чуфут-Кале; Тепе-Кермен; Кыз - Кермен; Бакла; Кыз-Куле; Сюйрень, Качи – Кальон, Каламита, а также древние пещерные монастыри: Чилтер – Мармара, Шулдан и монастырь Св. Феодора.
Наличие на ряде вершин горного Крыма пещерных сооружений, созданных в основном в V-VI вв., позволило исследователям выделить их в особую группу памятников — так называемые пещерные города.
Знакомство с пещерными городами Крыма можно начать с самых больших, широко известных и наиболее посещаемых, которыми являются Чуфут-Кале, Эски-Кермен и Мангуп.
Самым большой и крупный город – крепость, это Мангуп, расположенный на плато Баба-Даг и занимающий площадь около 90 га, вздымающий свои стены и пещеры на высоту 250 метров над окружающими его долинами.
Невозможно описать словами те ощущения, которые охватывают тебя во время посещения этого города!
Неоднократно бывая на Мангупе, я каждый раз испытываю неимоверный восторг, каждый раз открываю для себя что-то новое, понимая, что в эти места можно приходить бесконечное множество раз, так и не познав его до конца…
Одним из первых официальных упоминаний о Мангупе, считается поэтический опус монаха Матфея от 1395 года.
Другие источники, как косвенные упоминания, относят нас в эпоху великих переселений народов, в VI в.н.э. когда византийский историк, философ Прокопий Кесарийский упоминает о стране Дори, и ее столице Доросе, которую отождествляют с Мангупом. Археологические раскопки подтверждают эти предположения, указывая на культурный слой, который датируется V-VI вв.
Самые смелые предположения относят некоторые находки ко II веку.
А наиболее древнее население Мангупа вполне можно отнести к эпохе неолита…
Здесь, 10 тысяч лет назад жили люди неолита, нового каменного века…, затем три тысячи лет назад здесь были тавры, после сарматы, аланы и готы…
Уже в те времена они жили в пещерах и гротах, естественных и искусственных.
Скорее всего, первые пещеры появлялись на самом безопасном месте, на труднодоступном отроге Тешкли-Буруна, а затем стали разрастаться по склону горы.
Со временем, возле пещер стали возводить наземные постройки, которые не всегда сохранились до наших дней.
Они были разрушены временем, растасканы людьми на постройки иных времен.
А современного путешественника больше всего притягивают артефакты, которые остались на поверхности земли в более менее сохранной форме.
Это знаменитые пещеры Мангупа, над созданием которых трудилось не одно поколение, и не один народ, в течении всей истории существования города…
Ступившего на плато Мангупа человека, идущего по старой колесной дороге, встречают остатки ворот и комплекс надвратных пещер.
Даже в наше время, зияющие зевы небольших пещерок высоко над головой, или дорога, зажата примыкающей слева крепостной стеной, поражает самого искушенного путника!
А как же это величественно и грозно выглядело 500 лет назад!
Проникнув в пределы города, обязательно надо посетить самые интересные уголки плато:
побывать в Гамам-Дере и Табана-Дере, испить воды из вкуснейшего родника, увидеть остатки старинного караимского кладбища, где сохранились удивительные двурогие надгробия, свернуть с тропы и пройдя вдоль массивной крепостной стены первой линии обороны, заглянуть в трехъярусный Северный монастырь.
Потом спуститься с плато через Демир-Капу на южную сторону горы, где когда-то турки совершали яростные атаки, чтобы овладеть городом.
Там, под навесами скал, находится Южный монастырь, ныне возрождаемый православным монахами.
Также можно пройтись по руинам княжеского замка, от которых мало что осталось, или побывать на развалинах самой большой базилики построенной в VI веке, подняться на высшую точку плато, отмеченную триангуляционным знаком, откуда открывается вид на половину горного Крыма, а на западе, в лучах заходящего солнца, возможно разглядеть как блестит море в Севастопольской бухте.
Отдельно осмотреть в некрополе склепы, погребальные аркасолии, небольшие пещерные храмы, выбитые на юго-восточном обрыве плато, что примыкает к цитадели.
В самой цитадели, обратить внимание на каменные резные наличники вокруг окон и дверей парадной части дворца.
Пройти сквозь массивный арочный проход во внутрь цитадели, мимо грандиозных стен, остановится у фундамента уникального восьмиугольного храма.
Там можно увидеть 38 метровый осадный колодец, фрагменты тарапанов, удивительные пещеры обособленно стоящие на краю плато и образующие целые многоярусные комплексы на самой оконечности Тешкли-Буруна.
Побывать в Барабан-Кобе, пройтись к гончарной мастерской, взглянуть напещерную кузнецу и постоять в алтаре небольшой воинской церкви…
Вот далеко не полный перечень достопримечательностей древнего города…
К VI веку н.э. исследователи относят возникновение на плато горы населенного пункта Дорос.
Тогда здесь появилась раннесредневековая застройка, были возведены первые укрепления оборонительной линии.
Была построена, крупнейшая в горной Таврике, трехнефная базилика.
Пещерные сооружения того времени небольшие по размерам, имеют округлые своды, грубо обработанные киркой.
Со второй половины VII века, здесь предполагают строительство пещерных монастырей, которые находились на южном и северном склоне горы.
Эти монастыри вырубили в тверди скал, бежавшие из Византии иконопочитатели.
Именно с Доросом связывают резиденцию Готской епархии.
В IX-X веках, Мангуп упоминается как крепость, принадлежащая хазарам, к этому времени относят ряд раскопанных усадеб и реставрация оборонительной стены.
Затем на двести лет на Мангупе царит «смутный период», где имели место погромы, пожары и разрушения…
Только в XIII веке при первых князьях из знатного византийского рода Гаврасов, город получил вторую жизнь.
В это время он носит новое имя – Феодоро, одноименное с названием всего княжества. В XIVвеке, это уже крупный политический и экономический центр горной Таврики, к началу XVI века достигает своего расцвета.
«Золотой век» Феодоро связывают с правлением князя Алексея I, когда город был реконструирован: были построены новые башни, роскошный княжеский дворец, мощная цитадель и обновлены участки крепостных стен.
Князья маленького горного княжества были далеко известны за пределами Крыма, и влияние Феодоро распространялось на всю юго-западную часть Крымского п-ова.
Турецкая экспансия привела к падению самой сильного укрепления Крыма, каким был Феодоро, что повлекло за собой гибель последнего христианского княжества в Крыму.
В перестроенной крепости с XV века начинается этап турецкого владычества, город носит название Мангуп –Кале, в цитадели до 1770 гг. стоит турецкий гарнизон, а в балках проживает караимская община…
С начала XIX века это полностью брошенный, мертвый город…
Руины города, который находился на вершине горы Баба-Даг, носил в разные эпохи несколько названий: Дорос, Феодоро, Мангуп-Кале, но во все времена именно его было принято считать главным городом, поистине величайшей столицей всех городов горного Крыма, самой мощной крепостью и как утверждают эзотерики – выдающимся «Местом Силы».
На Мангуп существует очень интересный индивидуальный тур.
При использовании всех материалов и фото в том числе, гиперссылка на сайт Странник Дори обязательна!